Волго-Балтийский водный путь

Волго-Балтийское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства (ГБУ "Волго-Балт") - одно из ведущих воднотранспортных предприятий России. Оно осуществляет эксплуатацию и развитие водных путей, а также государственное регулирование деятельности речного транспорта в Северо-Западном регионе на территориях Ленинградской, Новгородской, Вологодской, Псковской и Калининградской областей, города Санкт-Петербурга и частично Республики Карелия.

Общая протяженность эксплуатируемых водных путей - 4 900 км, в том числе с гарантированными габаритами 3 270 км. Комплекс сооружений Волго-Балта включает в себя 11 высоконапорных шлюзов, 3 гидроэлектростанции, 4 водосброса, 25 земляных плотин и дамб, 9 мостовых переходов, 12 паромных переправ. В системе ориентации на озерах действует 8 маяков, среди них исторические: Осиновецкий, высота которого 70 м, Сухо, построенный на искусственном каменном острове, насыпанном по указу Петра I, а также Стороженский, Свирский.

Судоходный путь от Балтийского моря к центральным районам страны стал государственной необходимостью с тех пор, как Россия окончательно утвердилась на берегах Балтики, и в устье Невы был основан город Санкт-Петербург.

Первым сквозным водным путем, соединившим Волгу и Балтийское море, была Вышневолоцкая водная система (1708 г.). Она проходила через реки Тверцу, Мету, озеро Ильмень, реку Волхов, Ладожское озеро и реку Неву.

Растущие потребности в перевозках грузов требовали изыскания новых, более надежных транспортных путей. В начале XIX века были открыты для судоходства Мариинская (1810 г.) и Тихвинская (1811 г.) водные системы, которые действовали параллельно, однако, неудобная для судоходства и сложная по питанию водой Тихвинская постепенно утратила свое значение. Ведущее положение заняла Мариинская система, включившая в свой состав реку Шексну, Белое озеро, реки Ковжу и Вытегру, Онежское озеро, реку Свирь, Ладожское озеро и реку Неву. На Всемирной выставке в Париже в 1813 году Мариинской системе как выдающемуся достижению русской инженерной мысли была присуждена Большая Золотая медаль.

Учитывая большие потери флота и грузов, следующих Белым, Онежским и Ладожским озерами, во второй половине XIX века были построены открытые обходные каналы вдоль южных берегов этих озер. В настоящее время эти каналы используются для местных перевозок на маломерных судах.

Коренное улучшение Волго-Балтийского пути началось после строительства Нижнесвирского (1933 г.) и Верхнесвирского (1952 г.) гидроузлов.

В 1964 году после завершения дноуглубительных работ на реках Неве и Свири и строительства между Онежским озером и Рыбинским водохранилищем нового Волго-Балтийского канала с сеью большими шлюзами (вместо 39 Мариинской системы) с автоматизированной системой управления, был создан современный глубоководный путь с перепадом уровней 13,5 м по Волжскому и 113 м по Балтийскому склонам.

Создание современной воднотранспортной системы позволило эксплуатировать крупнотоннажные суда смешанного "река-море" плавания грузоподъемностью до 5 500 тонн. Эти суда осуществляют перевозки не только внутри страны, но и бесперевалочную доставку экспортно-импортных грузов в порты более двадцати стран мира.

В районе поселка Топорня влево от трассы уходит Северо-Двинский канал, связывающий Волго-Балтийский водный путь с бассейном Северной Двины. Движение по этой водной системе началось в 1828 году.

В 1990 году вступил в строй шлюз №8 Шекснинского гидроузла, являющийся прототипом будущих вторых ниток шлюзов на всей трассе Волго-Балта.

Завершается Волго-Балтийский водный путь в сторону Волги Рыбинским водохранилищем, на берегу которого расположен крупный индустриальный центр - город Череповец.